Поиск неисправностей компонентов кондиционера

5 июл 2021
1. Устранение неисправностей компрессора
Неисправность компрессора может быть электрической или механической.
Неисправности электрической системы компрессора: перегорела обмотка двигателя; повреждена изоляция между витками обмотки; короткое замыкание в обмотке (между витками одной обмотки или между обмотками); поврежден электрический контур; обмотка касается кожуха компрессора или провода заземления и т.д. Поиск неисправности производится измерением соответствующих сопротивлений с помощью многошкального измерительного прибора.
Механические неисправности: пониженное давление всасывания и нагнетания, низкая холодопроизводительность, повреждена пластина клапана, недостаток смазочного масла, повреждение вала электродвигателя, заблокирован поршень, компрессор не работает при включении питания.
Если компрессор заблокирован (заторможен ротор или заблокирован вал), устраните неисправность методом, описанным в разделе 4 (пункт 6). Другие неисправности герметичного компрессора обычно не поддаются починке. Нужно заменить компрессор новым компрессором той же модели и размера.

2. Устранение неисправностей фильтра
Чаще всего встречаются такие неисправности:
При работе кондиционера испаритель не холодный, а конденсатор не горячий, не слышно звука потока через капиллярную трубку; коснувшись капилляра рукой, вы чувствуете большой перепад температуры между входом в фильтр и выходом из него. Если слегка постучать по фильтру, то кондиционер может начать нормально работать. Если переключить кондиционер из режима охлаждения в режим обогрева, он начинает работать нормально.

Причина этих неполадок – засорение (блокирование) фильтра. При частичном засорении выход из фильтра холодный на ощупь, его температура ниже температуры конденсатора. Прежде чем устранять засорение, убедитесь в том, что именно фильтр заблокирован. Откройте заправочную линию компрессора, и вы увидите небольшое количество хладагента. Закройте капилляр, расположенный после фильтра – поток хладагента через него также невелик. Отключите трубку на входе фильтра – там скопилось большое количество хладагента. Значит, фильтр засорен и мешает циркуляции хладагента по системе. Чтобы устранить засорение, промойте вынутый из кондиционера фильтр бензином. Прочистите его отверстия булавкой, затем залейте бензин через выходное отверстие фильтра и потрясите его взад-вперед. Повторите процесс несколько раз, заливая новый бензин, пока он не будет оставаться чистым. Продуйте через фильтр азот. Если азот плохо проходит через фильтр, значит, засорение фильтра не удалось устранить или фильтр поврежден, и его надо заменить. Если азот хорошо проходит через фильтр, продувайте его, пока не высохнет бензин, а затем высушите фильтр при высокой температуре. После устранения засора фильтр надо приварить на место и протестировать давление в холодильном контуре, чтобы убедиться в отсутствии утечек хладагента. Для поиска утечек используется продувание азота через систему, вакуумирование и другие способы.

3. Устранение неисправностей испарителя
Чаще всего встречаются такие неисправности: Нарушение герметичности сварных швов; утечка хладагента из испарителя; громкий воющий звук раздается из отделителя жидкого хладагента в момент запуска кондиционера; поврежденное оребрение; толстый слой инея на поверхности испарителя, обмерзание поверхности. Кондиционер не охлаждает помещение или его мощность охлаждения незначительна.
(1) толстый слой инея на поверхности испарителя
Обычно образуется из-за утечки хладагента. Недостаток хладагента в холодильном контуре приводит к снижению давления всасывания в компрессор и понижению температуры. Если температура испарения падает ниже 0С, то водяной пар, содержащийся в воздухе, замерзает на поверхности испарителя. Слой инея постепенно становится все толще, мешая теплообмену между испарителем и воздухом. В результате производительность кондиционера сильно снижается. Перед устранением неисправности убедитесь, что она вызвана именно утечкой хладагента из системы. После этого добавьте нужное количество хладагента в газообразном состоянии (если заправлять кондиционер жидким хладагентом, легко по ошибке добавить его слишком много). Установите баллон с фреоном в вертикальное положение и откройте его клапан. Поскольку давление в баллоне выше, чем в холодильном контуре, газ начнет проникать в контур. По мере испарения хладагента в баллоне его температура и давление падают и выделение фреона из баллона замедляется. Чтобы ускорить заправку, согрейте баллон в горячей воде с температурой 40-50С. Не используйте для подогрева заправочного баллона открытое пламя – это очень опасно! Чтобы снизить содержание влаги в хладагенте, рекомендуется установить осушающий фильтр между баллоном и кондиционером.
(2) обмерзание поверхности испарителя
Причины обмерзания и их устранение:
А) Температура в помещении ниже 21С, а кондиционер работает на охлаждение. В этом случае просто выключите режим охлаждения – в помещении и так достаточно прохладно.
Б) Засорен воздушный фильтр. Очистите его, и обмерзание прекратится.
В) Неисправен вентилятор. Почините его или замените.
(3) Кондиционер не охлаждает помещение или его мощность охлаждения незначительна
Причины и их устранение:
А) обмерзает испаритель. Удалите лед с его поверхности одним из вышеописанных способов.
Б) поверхность испарителя сильно загрязнена. Очистите испаритель, и теплообмен усилится, а холодопроизводительность кондиционера сразу возрастет.
(4) Утечка из испарителя
Утечка может происходить из-за нарушения герметичности сварных швов или повреждения труб испарителя. Утечка через швы обычно вызвана низким качеством изготовления кондиционера или сваркой с использованием некачественного припоя. В этом случае нужно заново сварить шов, добиваясь герметичности соединения.
Если утечка хладагента вызвана повреждением самой медной трубы испарителя, то починить ее очень трудно и нужно заменить испаритель кондиционера.
(5) громкий воющий звук раздается из испарителя
Звук обычно раздается в делителе потока и газосборнике испарителя. Из-за вихревого турбулентного течения газа в испарителе и резкого изменения давления раздается громкий свист и гудение, если трубы теплообменника при сварке были вставлены на разную глубину.
Чтобы устранить эту проблему, надо разобрать трубы газосборника, а затем вновь приварить их на место, вставив ровно и на одинаковую глубину. После этого громкий звук прекратится.

4. Устранение неисправностей конденсатора
Чаще всего встречаются такие неисправности:
Утечка хладагента из конденсатора; повышенная температура конденсации и низкая эффективность охлаждения; повышенное давление конденсации; пониженное давление в линии низкого давления.
(1) способы устранения утечек такие же, как для испарителя.
(2) повышенная температура конденсации и низкая эффективность
Это происходит из-за того, что на поверхности конденсатора скопилось много грязи и пыли. Чтобы устранить неполадку, надо очистить внешнюю поверхность конденсатора. Если поверхность испарителя или конденсатора сильно загрязнилась, то это создает препятствие воздушному потоку и ухудшает теплообмен. В результате производительность кондиционера снижается, компрессор часто запускается и останавливается, не работая непрерывно.
Чтобы этого избежать, надо очистить конденсатор с помощью кисти или пылесоса. Если
удалить таким образом грязь с дальних участков конденсатора не удается, то смойте грязь
водопроводной водой. Будьте аккуратны, не повредите оребрение конденсатора.
Чтобы промыть конденсатор, выньте его из корпуса кондиционера и положите на предназначенное для промывания место. Наденьте на водопроводный кран длинную пластиковую трубку и откройте кран. Вода из трубки должна течь на конденсатор и смывать с него грязь. При очистке теплообменника внутреннего блока не допускайте попадания воды на двигатель осевого вентилятора и компоненты электрической системы. При промывании теплообменника внешнего блока вода может попадать только на рабочее колесо вентилятора, но не на его двигатель.
(3) Повышенное давление, срабатывает реле высокого давления (сплит-системы)
Повышение давления конденсации происходит из-за плохого удаления тепла от конденсатора. Чтобы давление в контуре снизилось, надо улучшить отвод тепла от конденсатора (увеличить обдувающий его воздушный поток, очистить поверхность и т.п.).
(4) Пониженное давление в линии низкого давления (сплит-системы)
Это может быть связано с недостаточным потоком хладагента через конденсатор или слишком низкой его температурой. Для устранения неполадки надо очистить поверхность конденсатора.

Устранение неисправностей капиллярной трубки
Внутренний диаметр капилляра очень мал, поэтому он легко может засориться. Если это случится, то кондиционер не будет охлаждать воздух или его производительность сильно снизится. Капилляр может засориться примесями, содержащимися в фреоне, или замерзнуть. Если капилляр частично засорен, то слышен слабый звук потока, температура конденсатора снижается. При измерении силы тока амперметром оказывается, что она ниже нормы. Если снять капилляр, в системе будет большое количество хладагента. Если капилляр засорился, продуйте линии высокого и низкого давления азотом. Если это не поможет, капилляр надо заменить.
При замене капилляра надо выбирать новый капилляр, подходящий по длине и внутреннему диаметру. Капилляр должен соответствовать холодопроизводительности системы. Если капилляр слишком тонкий и длинный, сопротивление потоку хладагента будет слишком велико и он будет скапливаться в конденсаторе, а давление нагнетания возрастет выше нормы. При слишком широком или слишком коротком капилляре сопротивление потоку хладагента будет слишком малым, горячий газообразный хладагент будет попадать в капилляр. При этом холодопроизводительность кондиционера снизится, а жидкий хладагент может попасть в компрессор и повредить его.

6. Устранение неисправностей электромагнитного клапана
Электромагнитный клапан служит для изменения направления циркуляции хладагента в холодильном контуре кондиционера. Это нужно для того, чтобы кондиционер мог работать как на охлаждение, так и на обогрев (тепловой насос).
(1) проверка электромагнитного клапана
Чтобы проверить, исправен ли электромагнитный реверсивный клапан, надо измерить сопротивление его обмотки многошкальным измерительным прибором (ампервольтомметром). При температуре 20С и напряжении переменного тока 200В сопротивление обмотки должно равняться 700 Ом. Если сопротивление нулевое, значит, произошло короткое замыкание в обмотке. Если сопротивление бесконечно велико, то провод катушки электромагнита прерван. Если при работе на обогрев все трубки реверсивного электромагнитного клапана горячие, значит, он неисправен.
(2) неисправности клапана и их устранение
Чаще всего клапан не может изменять направление цикла или не полностью меняет направление
потока.
Если реверсивный электромагнитный клапан не может изменить направление потока в холодильном контуре, это может быть вызвано неисправностью обмотки, нарушением герметичности и неполным закрыванием клапана, засорением нагнетательного отверстия или капилляра, утечкой хладагента или неисправностью компрессора.
А) неисправность магнитной обмотки
Возможно, провод обмотки заржавел или перегорел, или железный сердечник клапана заржавел или перекосился. Проверьте, правильно ли расположена обмотка клапана, не наклонен и не заржавел ли железный сердечник клапана. Чтобы проверить, исправна обмотка, надо измерить ее сопротивление многошкальным измерительным прибором (ампервольтомметром). Если сопротивление бесконечно велико, то провод обмотки прерван. Если обмотка оказалась неправильно размещена, то измените ее положение. Обнаружив ржавчину на сердечнике, удалите ее наждачной бумагой. Если обмотка повреждена ржавчиной или перегорела, разберите клапан и вновь соберите его, используя эмалированный провод той же модели и размера. После этого включите питание и проверьте работу клапана. Если электромагнитная сила окажется меньше, чем требуется, добавьте несколько витков обмотки и вновь проверьте ее.
Б) нарушение герметичности и неполное закрывание клапана
Если между основанием клапана и поршнем не полностью герметичное соединение, то электромагнитный реверсивный клапан не может выполнять свою функцию и пропускает газ. Это может произойти из-за истирания элементов клапана, увеличившего зазор между ними, из-за примесей к смазочному маслу или других посторонних частиц в холодильном контуре, или из-за повреждения основания клапана. Для восстановления герметичности клапана включайте и выключайте питание его обмотки несколько раз, чтобы клапан непрерывно работал, переключая режимы. В это же время слегка постучите деревянным бруском по клапану. Из-за этого вибрация клапана усилится, и если нарушение герметичности было вызвано попаданием примесей к смазочному маслу или других посторонних частиц, то вибрация может удалить их из клапана, и он начнет работать нормально. Если таким образом устранить неполадку не удалось, клапан придется заменить.
Неплотное закрывание клапана означает, что отверстие клапана, управляющего изменением направления потока хладагента, перекрывается не полностью. При правильной работе клапана кондиционер должен переключаться в другой режим. При этом поверхность капиллярной трубки низкого давления, находящейся справа от реверсивного клапана, должна быть холодной, а поверхность другой капиллярной трубки – горячей. Если оба капилляра горячие на ощупь, значит, правое отверстие клапана не полностью перекрыто и клапан не может изменить направление потока хладагента через систему. Газообразный хладагент под высоким давлением попадает одновременно и в испаритель, и в конденсатор, и это мешает нормальной работе кондиционера. Для восстановления работы клапана включайте и выключайте питание его обмотки несколько раз, чтобы клапан непрерывно работал, переключая режимы. Возможно, после этого он начнет работать нормально. Если таким образом устранить неполадку не удалось, клапан придется заменить.
В) нагнетательное отверстие и капилляр засорены.
Диаметр нагнетательного отверстия, через которое хладагент выходит из реверсивного клапана, менее 0,3 мм. Даже если перед ним установлен фильтр, отверстие легко может засориться и клапан перестанет работать. Чаще всего это случается из-за низкого качества хладагента или попадания в холодильный контур посторонних примесей.
Для восстановления работы клапана включайте и выключайте питание его катушки несколько раз, чтобы клапан непрерывно работал, переключая режимы. Если клапан был засорен не полностью, то возможно, он начнет работать нормально. В противном случае клапан нужно разобрать, прочистить его и проверить его работу, заполнив контур азотом и увеличив давление.
Если таким образом устранить неполадку не удалось, клапан придется заменить.
Перед тем, как снять электромагнитный клапан, надо удалить хладагент из системы, затем отвинтить четыре крепежных болта, выньте катушку электромагнита. После этого выньте клапан и короткую трубку. Запомните (отметьте) угол и направление трубки, чтобы правильно установить ее при сборке клапана.
Замечание: При газовой сварке и демонтаже клапана соблюдайте осторожность! Клапан имеет тефлоновое (Teflon) уплотнение, которое легко повредить.
Чтобы установить электромагнитный реверсивный клапан на место, снимите с него сплошную крышку, приварите клапан к трубам холодильного контура кондиционера. Точно выровняйте клапан по горизонтали. Чтобы тефлоновое уплотнение клапана не пострадало при сварке, полностью оберните корпус клапана мокрой тканью или даже поливайте его водой во время сварки. Сварка должна производиться в азотной атмосфере, чтобы кислород не поступал к месту сварки. После этого, приварите электромагнитный клапан к трубам холодильного контура. Если клапан снабжен короткой трубкой, его можно разместить на фланце кондиционера или в том месте, где он находился до ремонта.

Засорение трубки – это блокирование капиллярной трубки, расположенной с любой стороны от управляющего клапана электромагнитного реверсивного клапана. Причиной засорения становятся примеси к хладагенту или маслу, которые попадают в капилляр и перекрывают его. Чтобы устранить засорение, включайте и выключайте питание катушки электромагнитного клапана несколько раз, чтобы газ под высоким давлением проходил через трубку в разных направлениях, прочищая ее. Если это не помогло, клапан нужно разобрать, прочистить его и проверить его работу, заполнив контур азотом и увеличив давление.
Г) Утечка хладагента
Если хладагент выходит из холодильного контура кондиционера, разность давлений в линиях высокого и низкого давления уменьшается. В результате электромагнитный реверсивный клапан не работает или работает с перебоями. Чтобы устранить эту неисправность, найдите место утечки и восстановите герметичность холодильного контура. Проверьте герметичность, заполнив контур азотом, и если утечек больше не обнаружено, заправьте холодильный контур соответствующим количеством хладагента.
Д) Неисправность компрессора
Если компрессор кондиционера неисправен, то электромагнитный реверсивный клапан не может работать нормально.

Неполное переключение клапана
Если реверсивный электромагнитный клапан не полностью переключается, то из кондиционера не выходит ни холодный, ни горячий воздух. Капиллярные трубки, расположенные с двух сторон от управляющего клапана электромагнитного реверсивного клапана, горячие на ощупь. Неполное переключение клапана может быть вызвано такими причинами: (1) засорение холодильного контура посторонними примесями, (2) утечка хладагента, (3) нарушение герметичности клапана, (4) пониженное давление нагнетания, (5) неисправность комперссора кондиционера. Для устранения неисправности включайте и выключайте питание катушки электромагнита несколько раз, чтобы клапан непрерывно работал, переключая режимы. В это же время слегка постучите деревянным бруском по клапану. Из-за этого вибрация клапана усилится, и если неполное переключение было вызвано попаданием примесей к смазочному маслу или других посторонних частиц, то вибрация может удалить их из клапана, и он начнет работать нормально.
Если таким образом устранить неполадку не удалось, проверьте, нет ли утечек хладагента и работает ли компрессор. Если компрессор и трубы не имеют повреждений, значит, серьезно поврежден клапан и его придется заменить.
HVAC